Школа активного гражданина
Тематика информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина». Лето-2022
Дата | Тематика (V-VII классы) | Тематика (VIII-XI классы) |
9 июня 2022 года | «Лето – время действовать. Коллективное творческое дело – ни дня без дела!» | «Право на отдых и оздоровление» (о социальных гарантиях государства в области оздоровления детей) |
16 июня 2022 года | «Лето – время действовать. Самоуправление – это школа юного лидера!» | «От активной социальной позиции к социально значимой деятельности» (о развитии и поддержке детских и молодежных инициатив) |
23 июня 2022 года | «Лето – время действовать. Памяти героев будем достойны!» | «И помнить больно, и забыть нельзя» (ко Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа) |
30 июня 2022 года | «Лето – время действовать. Вместе в будущее!» | «Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (ко Дню Независимости Республики Беларусь) |
7 июля 2022 года | «Лето – время действовать. Познавай свой родной край!» | «Ими гордится каждый белорус» (юбилеи знаменитых белорусов) |
14 июля 2022 года | «Лето – время действовать. Равный обучает равного!» | «Единство и согласие как залог позитивного будущего Беларуси» |
28 июля 2022 года | «Лето – время действовать. На перекрестках родных дорог!» | «И в книге, и в памяти навсегда» (о формировании чувства уважения к историческому прошлому страны (на основе материалов книг «Память» в районах)) |
04 августа 2022 года | «Лето – время действовать. Подарок своими руками!» | «Мир в семье – согласие в стране» (о государственной политике по сохранению традиционных семейных ценностей) |
18 августа 2022 года | «Лето – время действовать. От зарядки до спортивных рекордов!» | «Вчера – дерзновенная мечта, завтра – свершение» (о государственной поддержке талантливой молодежи) |
25 августа 2022 года | «Лето – время действовать. Помогаем сохранить правопорядок!» | «Безопасное и ответственное поведение – наш осознанный выбор» (о правовой культуре современной белорусской молодежи) |
Информационно-образовательный проект «ШАГ: Школа Активного Гражданина» (V-VII классы)
Тема: «Лето – время действовать. Познавай свой родной край!»
(для воспитательно-оздоровительных учреждений образования Республики Беларусь)
Целеполагание: создание условий для развития интереса к познанию родного края, формирования гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Дата и место проведения: 7 июля 2022 г. проводится в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования Республики Беларусь.
Форма: информационная беседа с элементами игрового тренинга.
Возраст: средний школьный возраст.
Оборудование и реквизит: слайд-шоу с фото достопримечательностей, макет карты Республики Беларусь, 15 флажков (других меток), письменные принадлежности, бумага.
Ход проведения:
Накануне проведения ШАГа рекомендуется провести опрос или анкету по следующим вопросам:
- Дорогой друг! Любишь ли ты путешествовать по Беларуси?
- Укажи, пожалуйста, где из перечисленных достопримечательностей тебе удалось побывать?
- Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»
- Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»
- Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых и Паскевичей
- Замковый комплекс «Мир»
- Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник
- Какое место, где ты бывал ранее, ты бы порекомендовал для посещения своим сверстникам и почему?
Информацию, полученную по вопросу 2 можно использовать для подготовки рассказа о достопримечательности самими воспитанниками, информацию по вопросу 3 – для реализации Шаг 3 «Мы размышляем».
І этап. Организационный
Организация внимания детей, создание доброжелательного настроя, приветствие.
ІІ этап. Вступительное слово
– Добрый день, друзья. Самые интересные достопримечательности Беларуси – удивительные замки и родовые усадьбы, прекрасные храмы и монастыри, уникальные уголки нетронутой природы, старинные инженерные сооружения, увлекательные музеи и этнографические деревни, родные места знаменитых художников, писателей и ученых…
Сегодня мы поговорим о Топ-5 достопримечательностях Беларуси (по мнению официального сайта Республики Беларусь https://www.belarus.by/ru), познакомимся с интересными фактами, поразмышляем о том, почему люди любят путешествовать, почему важно знать о своем крае. Тема сегодняшнего занятия «Лето – время действовать. Познавай свой родной край!».
ІІІ этап. Основной этап
Шаг 1. «Мы узнаем»
- Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» (демонстрируется сайт https://niasvizh.by/)
Старинный городок в сотне километров от Минска известен далеко за пределами Беларуси. Именно здесь расположен прекрасный дворцово-парковый ансамбль из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО – резиденция могущественной династии Радзивиллов, а также другие уникальные памятники истории и архитектуры. Несвижский костел Божьего Тела – первый в Восточной Европе храм в стиле барокко, где находится фамильная крипта Радзивиллов (по численности третья в Европе после усыпальниц Габсбургов и Бурбонов). Несвижская ратуша – самая старая из сохранившихся в Беларуси – построена в 1596 году. А Слуцкая брама в Несвиже – и вовсе единственные сохранившиеся ворота, входившие в систему городских укреплений.
Комплекс бывшего монастыря бенедиктинок в Несвиже – первый в Беларуси женский католический монастырь, построенный в 1593-1596 гг. Сегодня в сохранившихся зданиях находится колледж.
Обозначаем место нахождения флажком (другой меткой) на макете карты Республики Беларусь.
- Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» (демонстрируется сайт https://www.brest-fortress.by/)
В начале Великой Отечественной войны главная цитадель Беларуси первой приняла удар и 28 дней сдерживала натиск немецко-фашистских захватчиков. В честь защитников крепости был возведен грандиозный мемориальный комплекс, в центре которого установлен монумент «Мужество» высотой 33,5 м с изображением воина и знамени. Уникальный архитектурно-скульптурный ансамбль под открытым небом рассказывает о событиях героической обороны. Здесь можно увидеть 100-метровый штык-обелиск – символ победы над врагом, почтить память павших на площади Церемониалов, посетить музей обороны Брестской крепости, побывать на месте одного из древнейших каменных зданий старого Брест-Литовска – Белого дворца.
На территории крепости в 1851-1876 годах был построен Свято-Николаевский гарнизонный собор – величественная базилика в византийском стиле, один из самых красивых храмов в центре Европы. В начале войны он стал важным пунктом обороны крепости.
Обозначаем место нахождения флажком (другой меткой) на макете карты Республики Беларусь.
- Дворец Румянцевых и Паскевичей (демонстрируется сайт http://www.palacegomel.by/)
Гомельский дворец, возвышающийся на берегу реки, некогда принадлежал одному из фаворитов Екатерины II – графу Петру Румянцеву-Задунайскому. В XIX веке имение купил известный полководец Иван Паскевич, собравший здесь богатейшую коллекцию произведений искусства и антиквариата. Последней владелицей резиденции была княгиня Ирина Паскевич – автор первого перевода романа Льва Толстого «Война и мир» на французский язык. Сегодня в дворцовом музее представлено более 150 тысяч оригинальных экспонатов. Среди них и икона «Богоматерь Умиление» из фамильной усыпальницы Паскевичей, выполненная в 1887-1910 годах знаменитой фирмой «Фаберже» в Петербурге и мозаичной мастерской Владимира Фролова.
Обозначаем место нахождения флажком (другой меткой) на макете карты Республики Беларусь.
- Замковый комплекс «Мир» (демонстрируется сайт https://mirzamak.by/)
Мирский замок является одной из важнейших туристических достопримечательностей Беларуси, выдающимся оборонным сооружением XVI столетия, занесенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мирский замковый комплекс (Мирский замок) – выдающийся пример оборонного зодчества XVI века. Он расположен в поселке Мир в Гродненской области Беларуси.
Самые ранние сооружения выполнены в готическом стиле и относятся к XVI столетию. Этот белорусский замок был заложен в начале XVI века князем Илиничем.
В 1568 году замок перешел во владение Николая Радзивилла, который достроил его в стиле ренессанса.
Вдоль восточной и северной стен замка был возведен трехэтажный дворец. Вокруг построены земляные валы с бастионами на углах и рвом с водой. В северной части разбит сад в итальянском стиле. Искусственное озеро было создано на юге.
Во время Наполеоновских войн замок серьезно пострадал и стоял в запустении более столетия.
Все еще находясь в руках богатой семьи Радзивиллов, он был восстановлен в начале XIX века и продан Николаю Святополк-Мирскому в 1895 году. Его сын начал восстановление замка, которое проходило под руководством архитектора Теодора Бурше.
После войны в замке жили те местные жители, дома которых были разрушены во время войны. Потом здесь располагался военный гарнизон.
В 2000 году ЮНЕСКО внесла Мирский замок в Список Всемирного культурного и природного наследия.
Удачное сочетание архитектурных стилей готики, барокко и ренессанса делает Мирский замок одним из наиболее впечатляющих замков в Европе.
В декабре 2010 года после активных реставрационных работ Мирский замок был открыт для туристов.
Обозначаем место нахождения флажком (другой меткой) на макете карты Республики Беларусь.
- Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник (демонстрируется сайт музея: http://polotsk.museum.by/)
Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник представляет собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются под музейные экспозиции. Всего в составе НПИКМЗ насчитывается одиннадцать музеев. Все недвижимые памятники (архитектурные и археологические) наряду с движимыми (более 100 000 единиц) включены в музейное собрание Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Сам заповедник, с его охранной зоной, зоной регулирования застройки, существующими и будущими музеями, является ядром, вокруг которого создаются условия для превращения исторического Полоцка в город-музей.
Шаг 2. «Мы размышляем»
– Дорогие друзья, летние каникулы продолжаются, и настало самое время для путешествий по родному краю. Давайте каждый из вас порекомендует определенное место, где, по вашему мнению, непременно следует побывать. Опираясь на данные анкеты (опросника) можно объединить воспитанников в группы.
Выполнение задания.
Обсуждение:
– Давайте обсудим, почему люди любят путешествовать?
Воспитанники высказываются, педагог подводит к мысли о том, что путешествия развивают наши способности, кругозор, дарят нам новые позитивные впечатления, эмоции.
– Почему важно путешествовать по родному краю?
Воспитанники высказываются, педагог делает вывод о том, что каждый гражданин должен знать историю и культуру своей земли. Это знание является основой любви к Родине.
Шаг 3. «Мы действуем!»
Упражнение «Отрядный топ-10 достопримечательностей»
Предлагаем воспитанникам на основании предложений, высказанных в Шаге 2, составить отрядный топ-10 достопримечательностей Беларуси, обозначив места флажками на макете карты Республики Беларусь. Все достопримечательности целесообразно подписать внизу. Можно сконцентрироваться на одной из областей. Разместить на отрядном месте.
ІV этап. Заключительная часть
Беларусь была включена в десятку лучших стран для путешествий в 2019 году (Best in Travel) по версии международного издательства Lonely Planet. Составители рейтинга отметили, что Беларусь привлекает туристов 30-дневным безвизовым режимом, обилием кафе и арт-площадок.
Туристы выбирают Беларусь в том числе благодаря визитным карточкам страны – чистоте и безопасности. В современном мире эти качества становятся большим конкурентным преимуществом.
Американский портал финансовых новостей The Street в 2019 году составил список 30 самых чистых городов мира. На первое место туристы поставили Сингапур, на второе – Токио, на третье – Минск.
Беловежская пуща вошла в топ-25 мест для путешествий в 2020 году по версии издания National Geographic, которое советует посещать пущу в сентябре-октябре.
Подведение итогов, рефлексия состоявшегося взаимодействия.
Список использованных источников:
- https://president.gov.by/ru/belarus/tourism
- https://www.belarus.by/
- https://niasvizh.by/
- https://www.brest-fortress.by/
- http://www.palacegomel.by/
- http://www.palacegomel.by/
- https://mirzamak.by/
- http://polotsk.museum.by/
Методические рекомендации по проведению информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» (VIII-XI классы)
Тема «Ими гордится каждый белорус» (юбилеи знаменитых белорусов)
Дата и место проведения: 07 июля 2022 г. проводится в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования Республики Беларусь.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЕМ»
Предлагается начать встречу с разговора об известных белорусских деятелях.
Наша земля вырастила ряд выдающихся деятелей литературы и искусства, политиков и ученых, спортсменов и изобретателей, которые внесли огромный вклад в историю не только нашей страны, но и других стран и народов.
Далее организуется беседа с воспитанниками по следующим вопросам:
- Кого из известных белорусских деятелей вы знаете?
- Чем прославили белорусскую землю эти люди?
- Юбилейную дату какого известного классика белорусской литературы отмечает наша страна сегодня, 07 июля 2022 года? (Я.Купалы)
В соответствии с республиканским планом мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти одним из направлений является сохранение и увековечение памяти о выдающихся личностях, внесших неоценимый вклад в развитие Отечества. Беларусь по праву гордится своими учеными, спортсменами, художниками, музыкантами, архитекторами, представителями различных сфер деятельности. В этом году запланированы памятные мероприятия к юбилейным датам следующих известных деятелей (с озвучиванием краткой биографической справки, возможно с привлечением воспитанников):
140-летие со дня рождения белорусского архитектора Иосифа Лангбарда
Ио́сиф Григо́рьевич Ла́нгбард (6 (18) января 1882 — 3 января 1951) — белорусский советский архитектор, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1934), обладатель Гран-при Всемирной выставки в Париже, 1937, доктор архитектуры (с 1939 года).
Является одним из выдающихся зодчих Европы XX века, чьё художественное наследие оказало значительное влияние на развитие современной архитектуры. Его архитектурные работы в большой степени повлияли на формирование облика города Минска и являются образцами белорусского зодчества.
(дополнительная информация: https://csl.bas-net.by/resursy/belscientists/langbard_iosif_grigorievich.asp)
100-летие со дня рождения народного художника Михаила Савицкого
Михаи́л Андре́евич Сави́цкий (18 февраля 1922 — 8 ноября 2010) — белорусский, советский, художник-живописец, педагог. Герой Беларуси (2006). Народный художник СССР (1978). Лауреат Государственной премии СССР (1973), Государственных премий Белорусской ССР (1970, 1980), Государственной премии Республики Беларусь (1996).
Участник Великой Отечественной войны, узник концлагерей Бухенвальд, Дахау, Дора.
М. А. Савицкий автор более чем 200 тематических картин. Его творчество — развитие традиций тематической картины, основных тенденций русской живописи. Высшим воплощением его творчества стали ранние работы, посвященные Великой Отечественной войне, — «Партизаны», «Убийство семьи партизана», «Поле», «Плач о павших героях», «Беженцы», «Партизанская Мадонна», «Казнь», «Клятва», «Партизаны. Блокада», «Витебские ворота», «Ветераны», цикл картин «Цифры на сердце», посвященный трагедии концентрационных лагерей и цикл работ «Черная быль» о трагедии Чернобыля. Немаловажное место в творчестве художника занимает христианская тематика.
(дополнительная информация: https://csl.bas-net.by/personalii/62108/savickii-mihail-andreevich/)
130-летие со дня рождения белорусского хорового дирижера, народного артиста Беларуси Григория Ширмы
Григорий Романович Ширма (8 (21) января 1892 — 23 марта 1978) — советский, белорусский хоровой дирижёр, композитор, педагог, музыковед-фольклорист, музыкальный этнограф, музыкальный публицист и музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1977). Народный артист СССР (1955).
Автор записей, гармонизаций, музыкального оформления и публикации около 5000 белорусских народных песен, статей и исследований по вопросам белорусского искусства, фольклору и хоровому исполнительству. Составитель многочисленных фольклорных сборников.
(дополнительная информация: https://hor.by/conductors/shirma-gr/)
105-летие со дня рождения народного писателя Беларуси Янки Брыля
Янка Брыль (Иван Антонович Брыль, 22 июля (4 августа) — 25 июля 2006) — белорусский советский писатель и переводчик. Народный писатель Белорусской ССР (1981). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1982).
Уникальной в мировой литературе стала документальная повесть «Я з вогненнай вёскі…» (1975), созданная Я. Брылем совместно с А. Адамовичем и В. Колесником.
Я. Брыль также известен как переводчик с русского, украинского и польского языков. В его переводе на белорусский язык вышли отдельные произведения Льва Толстого, Чехова, Горького, Бажова и мн. др.
(дополнительная информация: https://csl.bas-net.by/personalii/64788/bryl-ivan-antonovich/)
110-летие со дня рождения народного поэта Беларуси Максима Танка
Макси́м Танк (Евге́ний Ива́нович Скурко́; 4 (17) сентября 1912 – 7 августа 1995) — белорусский советский поэт, переводчик, государственный деятель. Народный поэт Белорусской ССР (1968). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премии второй степени (1948). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР имени Янки Купалы (1966). Академик АН Белорусской ССР (1972). Председатель Верховного Совета Белорусской ССР (1965-1971).
Основная тема его ранних произведений – борьба трудящихся Западной Беларуси за социальное и национальное освобождение: сборники «На этапах» (1936 г., конфискован), «Журавінавы цвет» (1937 г.), «Пад мачтай» (1938 г.), поэма «Нарач» (1937 г.). В годы Великой Отечественной войны отобразил героическую борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Для послевоенного творчества поэта характерны жанровое и стилевое богатство, психологизм, синтез народно-песенной поэзии с публицистической и интеллектуально-ассоциативной.
(дополнительная информация: https://csl.bas-net.by/personalii/65208/skurko-evgenii-ivanovich/)
135-летие со дня рождения белорусского писателя и государственного деятеля Дмитрия Жилуновича
Ти́шка Га́ртный (настоящее имя Дмитрий Фёдорович Жилунович, 4 ноября 1887 – 11 апреля 1937) — белорусский писатель, поэт и драматург, журналист, редактор. Глава Временного рабоче-крестьянского правительства Советской Социалистической Республики Белоруссия (1 января 1919 года — 3 февраля 1919 года).
Тишка Гартный выступал как критик, исследователь истории белорусской литературы. Основоположник рабочей тематики в национальной поэзии и прозе.
Следует также отметить тот факт, что Гартный одним из первых в белорусской литературе выступил с рассказами на антифашистскую тему, показал революционную борьбу рабочего класса и интеллигенции Германии («Смерть Германа Вассермана» 1930, «Цветы в помоях» 1932 и др.).
(дополнительная информация: https://csl.bas-net.by/personalii/66128/jilunovich-dmitriy-fedorovich/)
140-летие со дня рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа
Яку́б Ко́лас (Константи́н Миха́йлович Мицке́вич, 22 октября (3 ноября) 1882 – 13 августа 1956) — белорусский писатель, драматург, поэт и переводчик, общественный деятель. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы. Народный поэт Белорусской ССР (1926). Академик АН Белорусской ССР (1928). Член СП СССР (1934). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (1944).
До Октябрьской революции вышли сборники стихов «Песни неволи» (1908), «Песни печали» (1910), отдельные главы эпической поэмы «Новая земля», а также сборники прозы «Рассказы» (1912), «Родные образы» (1914). В сборниках стихотворений «Отомстим» (1942) и «Голос земли» (1943), в поэмах «Суд в лесу» (1943) и «Возмездие» (1945) поэт прославляет стойкость белорусского народа, подвиги партизан, выражает уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Поэма «Рыбакова хата» (1947) посвящена борьбе белорусского народа за воссоединение Западной Беларуси с Белорусской ССР.
Трилогия «На росстанях» («В полесской глуши» (1923); «В глубине Полесья» (1927); «На перепутье», (1954)), работа над которой была начата в 1921 году, повествует о дореволюционной жизни белорусского крестьянства и народной интеллигенции.
Многие поэтические произведения Я. Коласа положены на музыку.
Сборник стихов Якуба Коласа побывал в космосе, его брал с собой в полет в 1975 году первый белорусский космонавт Петр Климук. Размер издания — 8,5х7 см, книга была выпущена в 1972 году к 90-летию со дня рождения песняра.
(дополнительная информация: https://csl.bas-net.by/personalii/66048/mickevich-konstantin-mihailovich/)
140-летие со дня рождения народного поэта Беларуси Янки Купалы
Я́нка Купа́ла (Ива́н Домини́кович Луце́вич, 25 июня (7 июля) 1882 — 28 июня 1942) — белорусский поэт и переводчик, драматург, публицист. Классик белорусской литературы. Народный поэт БССР (1925). Академик АН БССР (1928) и АН УССР (1929). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Поэтический талант Янки Купалы развился на основе устоявшихся традиций белорусской литературы и фольклора середины и конца XIX века.
По высоте поэтической техники, по языку, по разнообразию тем, по мастерской стилизации народных сказок, былин, рассказов Купала не имеет себе равных в истории белорусской литературы. Купала известен также как переводчик множества стихотворений на белорусский язык с польского и украинского.
В драматургии он высмеивал домостроевские основы жизни шляхты (комедия «Паўлiнка», 1913), показал трудную судьбу безземельного крестьянина, поиски им путей к лучшему будущему (драма «Раскiданае гняздо», написана в 1913 г.). В 1920–1930-е годы издал ряд стихотворных сборников, отражающих жизнь республики того времени: «Спадчына» (1922), «Песня будаўнiцтву» (1936), поэмы «Над ракою Арэсай» (1933), «Тарасова доля» (1939). Перевел на белорусский язык «Слово о полку Игореве», отдельные произведения А. Пушкина, Т. Шевченко, А. Мицкевича, Н. Некрасова и др.
(дополнительная информация: https://csl.bas-net.by/personalii/64228/lucevich-ivan-dominikovich/)
Далее в рамках данного этапа в качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» рекомендуется использовать информационный контент (видеоматериалы, виртуальные выставки):
Видеофильм Государственного литературного музея Я.Купалы «Я – Купала» (Да 140-годдзя з дня нараджэння Янкі Купалы) (продолжительность: 11 мин. 25 с.) (ссылка для скачивания: https://drive.google.com/file/d/15382RvlOVvp5s6hIIuASJt3-bUx5xMam/view?usp=sharing);
Специальный репортаж Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании «Век Савицкого» (к 100-летию со дня рождения художника Михаила Савицкого) (продолжительность: 5 мин. 39 с.) (ссылка для скачивания: https://drive.google.com/file/d/1jC5ThVhfz28u-j66CgUAqzlT9KOfAB9C/view?usp=sharing);
Фотовыставка «К 130-летию со дня рождения хорового дирижера, народного артиста Беларуси и СССР Г.Р.Ширмы» на сайте «Архивы Беларуси» (ссылка: https://archives.gov.by/home/organy-arhivnogo-dela-i-deloproizvodstva-i-sistema-gosudarstvennyh-arhivnyh-uchrezhdenij/respublikanskie-arhivnye-uchrezhdeniya/uchrezhdenie-belorusskij-gosudarstvennyj-arhiv-kinofotofonodokumentov-bgakffd/belorusskij-gosudarstvennyj-arhiv-kinofotofonodokumentov/k-130-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-horovogo-dirizhera-narodnogo-artista-belarusi-i-sssr-g-r-shirmy)
Фотовыставка «Свидетель времени» (к 100-летию со дня рождения М.А.Савицкого – народного художника Беларуси и СССР, Героя Беларуси) на сайте «Архивы Беларуси»
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1, по следующим вопросам:
- История жизни кого из известных белорусов для вас наиболее интересна? Почему?
- Многие из известных белорусских деятелей жили в достаточно сложные неоднозначные времена? Согласны ли вы с утверждением «Тяжелые времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают тяжелые времена»?
- На ваш взгляд, в каких сферах нашей жизни наиболее легко добиться успеха?
- От каких факторов зависит успешность человека?
Упражнение «Капсула времени» (воспитанникам раздаются небольшие листочки бумаги и ручки, предварительно изготавливается капсула времени)
Представьте, что для потомков создается специальная капсула времени, в которой собирается наиболее значимая информация о нашем времени. Если бы вы наполняли эту капсулу, имя какого известного белоруса современности вы бы написали и вложили бы туда и почему? (ребятам предлагается написать на листочках имя и заслуги известной личности и вложить в капсулу времени. После этого «вскрывается» капсула времени: ребятам предлагается по очереди достать листочки с именами (не свои), озвучить информацию, прокомментировать (согласен, не согласен, хочу дополнить и т.п.).
В завершении данного блока рекомендуется обсудить вопрос «Что необходимо сделать, чтобы о человеке помнили будущие поколения?», подведя воспитанников к мысли, что это должна быть созидательная деятельность, полезная людям.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Необходимо предложить воспитанникам организовать социально значимую деятельность:
- подготовить плакат «Ими гордится каждый белорус» и разместить его на отрядном месте;
- организовать экскурсии для воспитанников младших отрядов к памятникам, памятным знакам и табличкам, установленным в честь известных жителей своего населенного пункта (ближайших населенных пунктов);
- взять интервью у известных людей малой родины, разместить его на интернет-странице (официальной группе, канале) оздоровительного лагеря.
Список использованных источников: